воскресенье, 30 октября 2011 г.

Конфуций Торе не помеха

Евреи в Поднебесной
 
Те, кому довелось изучать социалистическую экономику, помнят, что, по мнению классиков – капиталисты в погоне за прибылью не обращают внимания на условия труда рабочих. Для получения прибыли в десятках процентов эксплуататоры способны пренебречь техникой безопасности. А ради прибыли в сто процентов они готовы на любое преступление.
В XIX веке прибыль в 100% казалась чем-то фантастическим. Тогда еще не было Китайской Народной Республики.
В современном Китае производители «швейцарских» часов предлагают покупать их по 10 у. е., а продавать по 100 у. е. Прибыль 1000%.
В Китае, как известно, подделывают все. Даже мезузы (мезуза – это пергаментный свиток, на котором квалифицированным софером /переписчиком священных текстов/ написаны два определённых текста. Манускрипт сворачивается и помещается в специальный футляр, который прикрепляется к дверному косяку еврейского дома).
Рассказывают, что один человек купил несколько мезуз в Бней-Браке. Написано красиво, профессионально. Только вот проблема – все буквы одинаковые. Не в том смысле, что в тексте все буквы «алеф», например, одной формы и одного размера – так в рукописных текстах не бывает, разница видна. А в том смысле, что если в каком-нибудь месте буква «алеф» написана чуть меньше и тоньше, то точно также она выглядит на всех мезузах. Отсюда вывод: написанная хорошим софером мезуза была растиражирована – шелкография, называется. Подделка качественная – от оригинала не каждый отличит… Выяснилось, что в Шанхае сделано, на улице «Мал Ална Ут-ской».
Но в Китае производят не только подделки. Многочисленные компании перенесли свое производство в китайскую провинцию, где затраты на оплату труда – мизерны, по сравнению с европейскими «минимумами».
В Китае есть производства, рассчитанные на еврейского и/или израильского потребителя – консервированные фрукты, вермишель, соусы и другие продукты с сертификатом кашрута. 90% флагов Израиля всевозможных форм и размеров – тоже производятся в Китае. И среднестатистический сувенир, продаваемый возле могил старцев-чудотворцев – тоже китайского производства. Хамса-хамса-хамса (чтобы не сглазить), как говорят выходцы из Магриба.
Неудивительно, что в последние годы в Пекине создаются еврейские общины. Журналист Аарон Граневич-Гранот (журнал «Мишпаха»), побывавший в китайской столице, рассказывает, что раввин Асаэль Хаимов, по сути, является главным сефардским раввином этого огромного города. А сефардская община Китая – это бизнесмены-выходцы из Кавказа и Средней Азии. Стоит ли удивляться, что молитвы сефардской общины звучат на иврите с заметным русско-кавказско-бухарским акцентом. Но с неподдельной душевной интонацией.
Ашкеназскую общину Пекина возглавляет раввин Шимон Айзенберг. В центре еврейской культуры функционирует кашерная столовая, синагога (миньян там собирается только по субботам и праздникам) и детский сад. Миньян (ивр.) это – не менее десяти мужчин-евреев, необходимых для коллективной молитвы.
Серьезной проблемой для религиозных еврейских общин является отношение к ним местных властей. Коммунистическая идеология не признает право на организацию религиозных общин. Но провести формальную грань между культовыми церемониями и культурными мероприятиями очень непросто. Особенно в Китае…

Комментариев нет: