суббота, 29 октября 2011 г.

26 Янв, 2010

Грузинские евреи, (груз. ებრაელი самоназв. эбраэли) — этнолингвистическая группа евреев[2]. В грузинской литературе термин грузинские евреи использовался с XI века[2]. В XIX веке термин получил широкое распространение в Российской империи. В грузинской исторической традиции основным является мнение, что первые евреи прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586 году до н. э.[2]. По мнению Леонида Эйчоса, еврейская община не подвергалась преследованиям, ущемлению религиозных и этнических прав со стороны грузин[3]. В сентябре 1998 года в Грузии широко праздновалось 2600-летие совместного проживания грузинского и еврейского народов.[3] В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули, являвшийся смесью грузинского и еврейского языков[2].

Евре́йский кварта́л Цхинвала — одна из наиболее живописных частей Старого Цхинвала, серьёзно разрушенная в ходе вооруженного осетинско-грузинского конфликта 1992 года и боёв августа 2008 года. Известен с XIII века по грузинским и армянским летописям как поселение евреев, занимавшихся торговлей и игравших заметную роль в экономике всего кавказского региона.

В средние века местные евреи общались на грузинском языке и были торговцами. В конце XVII века они занимались продажей изделий из хлопка.
В XIX веке еврейское население города значительно выросло. Грузинские евреи Цхинвала установили связи с евреями-ашкенази в европейской части Российской империи, откуда даже приезжали раввины. В 1870-х годах в еврейском квартале города функционировали семь синагог и религиозные школы.
До 1864-1865 годах евреи Цхинвала и прилегавшего к нему района были крепостными, занимавшиеся ремеслами и торговлей, встречались также и свободные евреи, выкупившие себя из крепостной зависимости.
К XIX веке евреи владели кирпичным заводом и другими предприятиями, им принадлежали почти все мануфактурные магазины. В Цхинвале были две пекарни по выпечке маццы, которая считалась лучшей по качеству в Восточной Грузии. Еврееями было и большинство сапожников, шапочников, портных, пекарей и мясников в Цхинвали.[1]
В начале XX века в Цхинвале евреев было больше чем грузин и осетин вместе взятых. В 1917 году евреев в городе было 38,4 % , грузин — 34,4 %, армян — 17,7 %, осетин — 8,8 %). Языком, на котором разговаривали местные евреи был грузинский [2]. Языком идиш практически никто из них не владел[3].
Численность еврейской общины возросла за счёт притока евреев-беженцев, эвакуировавшихся сюда во время Второй мировой войны, многие из которых нашли себя в отраслях торговли. По воспоминаниям местных жителей, евреи были лучшими портными и часовщиками[4].
В XX веке в квартале помимо евреев проживали армяне и осетины[5].
При советской власти процент евреев в населении города уменьшился и составлял к началу 1970-х годов около 25 %[6].
Часть евреев уехала еще в середине 1970-х. Оставшаяся часть покинула город в 1989 году и в начале 1990-х после начала осетино-грузинского вооруженного конфликта[7]. Проблема осложнялась тем, что местные евреи были грузиноязычным населением и были вынуждены покидать город вместе с беженцами — грузинами. Последний раввин Х. А. Манашеров уехал из города в 1995 году[8] [9]. К августу 2008 года в Цхинвале оставалось несколько еврейских семей[10]. Как утверждают СМИ Израиля, по состоянию на декабрь 2008 года, от еврейской диаспоры в городе осталась лишь одна пожилая женщина[11].

Разрушение квартала

  • Квартал пострадал от ракетно-артиллерийских ударов в 1991—1992 годах, когда грузинские войска захватили господствующие высоты над восточной частью города, примыкающие к еврейскому кварталу, и несколько месяцев расстреливали его прямой наводкой. Летом 1992 года войска Госсовета Грузии прорвали оборону города и заняли часть города, где находился еврейский квартал. При этом были сожжены и разрушены старинные дома[12][13] [14].

Комментариев нет: