воскресенье, 30 октября 2011 г.

"Потерянные" евреи

 
«Потерянные» евреи
Примерно тысяча евреев попали в Китай еще в X–XI веках. Евреи приобрели кусок земли в городе Кайфын и построили синагогу, простоявшую почти 700 лет. Китай предоставил им возможность спокойно жить, поскольку об антисемитизме в этой стране и не слыхивали. Евреи занимались торговлей и были очень богаты. Согласно легенде, император династии Сун даровал им собственную фамилию и фамилии шести своих министров, которые использовались столетиями. Об истории этой первой общины рассказывают каменные стелы, хранящиеся в городском музее. К XVII веку евреи занимали видные посты в китайских учреждениях. Но к середине XIX века они полностью ассимилировались. В наши дни только около 300 человек хоть как-то ассоциируют себя с евреями. Впрочем, они выглядят как китайцы, и еврейской общины как таковой в Кайфыне нет. Вообще нет ничего, кроме памяти. Одному современному молодому человеку, Ши Лэю, отец часто повторял: «Ты еврей». Что это такое, сын толком не знал, но решил узнать: читал всё, что мог достать, о культуре, об истории еврейского народа, и благодаря счастливому стечению обстоятельств окончил курс в Бар-Иланском университете.
Макет синагоги в Кайфыне.
Свободный Харбин
Основная масса евреев появилась в Китае уже после 1896 года – года заключения договора между Китаем и Россией о постройке Восточно-Китайской железной дороги. Это были врачи, юристы, музыканты, инженеры, коммерсанты, много сделавшие для процветания Манчжурии. Тем, кто победнее, удавалось поднять и собственное благосостояние. В 1903 году в Китае возникла еврейская община. После погромов на юге России оттуда бежало много народу. В 1914 году и после революции 1917 года евреи снова потянулись из России в Китай. Самая большая еврейская община появилась тогда в Харбине – 25 тыс. человек. Издавались газеты, открылись еврейские больницы и школы, возникли сионистские организации. Власти были заинтересованы в развитии коммерческой инициативы и не притесняли евреев. До 30-х годов в Китае шла интенсивная культурная жизнь и русской, и еврейской общин. На гастроли приезжали известные артисты, преподавание в школах велось на высоком уровне. Основным языком евреев был русский.
Фэн Шан Хо.
Шанхай – «порт последней надежды»
Во время японской оккупации экономическая ситуация сильно ухудшилась. Эмигрантской культурной жизни был нанесен удар. Японцы не приняли Нюрнбергских законов, зато в среде живших в Китае «правых» русских эмигрантов активизировались профашистские настроения.
В марте 1938 года Австрия была аннексирована фашистской Германией. Нацисты делали всё возможное, чтобы выслать евреев. Для этого между тем требовалось только наличие выездных виз и свидетельств об оплате расходов по переезду. Однако евреев никто не хотел принимать. Генеральный же консул Китайской Республики в Австрии Фэн Шан Хо выдал несколько тысяч виз на въезд в свою страну всем евреям, пожелавшим туда перебраться. Он скончался в США в 1997 году, так и не узнав о судьбах тех, кого спас. Лишь в 2001 году Фэн Шан Хо был признан Праведником Мира.
В 1942 году в Шанхай из Японии прибыл руководитель отделения гестапо полковник Йозеф Мейсингер и предложил властям приступить к «окончательному решению еврейского вопроса». Однако общая точка зрения на этот «вопрос» так и не была выработана, японские власти только создали особый район для проживания «беспаспортных беженцев». С 1933 по 1941 год в Шанхай приехало около 20 тыс. беженцев из стран Европы. Другими словами, Китай спас больше евреев, чем Канада, Австралия, Новая Зеландия и Индия, вместе взятые! Название города, слово «Шанхай», в анналах Холокоста стало синонимом слова «спасение».

Закат
Когда в 1945 году в Китай пришла Красная Армия, начались грабежи. На улице нельзя было появиться с часами на руке. Вас останавливал какой-нибудь военный, спрашивал про время. Потом: «Какие у вас красивые часы, посмотреть можно?» – и клал часы себе в карман. Попробуй возрази ему! Жаловаться было некому. Выбирали богатую квартиру, к дверям подгоняли грузовик, и солдаты спокойно принимались выносить вещи. Если соседи звонили в комендатуру, то оттуда приезжали и останавливались на углу – в ожидании, пока грабители закончат свое дело. Китайцы, прежде относившиеся к «белым людям» вполне дружелюбно, переменили точку зрения. Все сионистские организации были моментально закрыты, начались репрессии. В Китае репрессировали около 100 евреев. Естественно, остальные стремились при первой же возможности покинуть страну.
 
Изображения китайских евреев, вторая половина XIX в.
В целях взаимной помощи и сотрудничества
В 1949 году, в связи с образованием Китайской Народной Республики, началась массовая эмиграция евреев из Китая. Конечно, кое-кто всё-таки остался, но только до начала «культурной революции». Тех же, кто сразу приехал в Израиль, разместили в лагерях. В 1951 году в целях взаимопомощи была основана ассоциация выходцев из Китая. Среди ее активистов большую роль играл Теодор Кауфман; сегодня он – председатель ассоциации. В ту пору беженцам очень помогли соплеменники из Америки и Австралии. У ассоциации появились клубы в разных городах Израиля. Объединения евреев-выходцев из Китая и сейчас существуют в США и Австралии, они по-прежнему поддерживают связь со своими израильскими единоверцами.
Журнал ассоциации (он появился в 1954 году) выходит на русском, английском и иврите. По-русски читает старшее поколение, воспитанное на русской культуре. Второе же и третье поколения выходцев из Китая, уроженцы Израиля, читают только на иврите. Кое-кто владеет китайским. Но это редкость. Существует «Общество дружбы Израиль – Китай»; оно тоже издает свой журнал. У ассоциации имеется денежный фонд, созданный за счет пожертвований. Фонд выделяет деньги на стипендии учащимся. В каждом клубе есть библиотека, в клубы приезжают гости из разных стран, там читаются лекции, отмечаются памятные даты и праздники.
Общие корни – по этому принципу, в основном, вступают в ассоциацию. В свое время в Израиль из Китая приехала по-настоящему сплоченная еврейская община; чувство единства дети и внуки тех, кто совершил тогда алию, испытывают и сегодня. Сейчас в ассоциации 500 семей, живущих по всей стране. Это люди нескольких поколений. Средний возраст активных деятелей – 55–65 лет; они – «поколение продолжения»: те, кто родился в Китае, но приехал в Израиль в детском возрасте. Язык общения прежде был русский, ныне – иврит.
Книга содержит список членов еврейской общины Кайфына со времен династии Минг (1368–1644 гг.).
Китайцы в Израиле
В современном Китае живут преимущественно те евреи, что в последние годы приехали из-за рубежа. Иностранцу, даже родившемуся в Китае, получить китайское гражданство не легче, чем китайцу в Израиле. Но в современный Израиль трудолюбивые китайцы приезжают только на заработки, главным образом, нелегально; они не стремятся врасти в местную почву, живут замкнутым сообществом, мечтая поскорее вернуться домой. Именно китайские рабочие замуровали террористические «гнезда» в Силуане и Рас-эль-Амуде. Первый израильский китаец, владелец ресторанного бизнеса в Ришон ле-Ционе, прожил в стране 30 лет, но недавно был внезапно задержан бдительными представителями служб, борющихся с незаконным проживанием иностранных рабочих. Ему пригрозили высылкой...
 
Гетто в Шанхае.

Комментариев нет: