Первым шагом в запланированном счастье стала коллективизация, которая началась в 1929 году. Только на Украине тогда умерли от голода шесть миллионов человек...
А в середине тридцатых годов Илья Ильф и Евгений Петров опубликовали знаменитую книгу " 12 стульев". Там, если помните, был такой эпизод. Прощаясь через запертую дверь с мадам Грицацуевой, Остап Бендер объяснял свое внезапное исчезновение тем фактом, что он торопится на "заседание малого Совнаркома". Читатель полагал, что это лишь отговорка великого комбинатора. Однако же Остап говорил правду.
Просто цензура вымарала следующую главу - "Речь Остапа Бендера в малом Совнаркоме". Попытаемся восстановить эту речь по памяти. Остап сказал:
"Дорогие женщины, а также и дети!
Я хочу рассказать вам о том, как в городе N задумали построить Царство Небесное на Земле.
Для этого собрали специальный пленум, на котором решили: для построения Царства Небесного необходимо приобрести трактор.
Но в городской казне таких денег не было.
Дотошные люди, однако, подсказали: если поймать сорок тысяч мышей, снять с них шкурки, продубить их и сдать в трест "Главлисица", то на полученные деньги можно приобрести трактор.
И началась всеобщая охота. Ученики не учились, рабочие оставили станки, продавцы позакрывали магазины, а местный поэт написал стихи:
Сорок тысяч мышек - "да",
Это трактор, Господа!
Все ловили мышей. Было трудно, однако их окрыляла конечная цель: Царство Небесное на Земле...
В конце концов, задача была выполнена: сорок тысяч продубленных шкурок были сданы в "Главлисицу", и новенький, сверкающий хромированными деталями трактор под звуки медного оркестра торжественно проехал по улицам города.
А Царство Небесное не наступило. Тогда руководители собрались на второй пленум, который решил, что для достижения Царства Небесного на Земле необходим не один, а два трактора.
И началось что-то невообразимое. Подымали полы в домах, штурмовали чердаки и подвалы, выходили в поля.
Ценой совершенно неслыханных усилий задача все же была решена. И второй сверкающий хромированными деталями трактор под звуки медного оркестра торжественно продефилировал по улицам города.
А Царство Небесное не наступило. Тогда руководители созвали третий, чрезвычайный, пленум.
Между тем, пока они ловили мышей и собирали пленумы, закончился очередной финансовый год. И, как всегда в конце года, началась всеобщая финансовая ревизия. И, как всегда, на складах города была обнаружена недостача продуктов питания. И, как всегда, руководители сослались на то, что эти продукты сожрали мыши.
Но теперь, не то что взрослым, - каждому ребенку уже было известно, что мышей в городе нет, и стало ясно, что руководители - просто жулики. Их арестовали и посадили в тюрьму.
И тогда, дорогие женщины, а также и дети, в городе N наступило Царство Небесное на Земле".
Эта глава была написана Ильфом и Петровым сразу же по следам коллективизации. Тогда почему же они остались в живых?
Очевидно потому, что Сталин обычно не преследовал тех писателей, которые в форме сказки или притчи, эзоповским языком намекали на его архисвященную богоподобную личность. А вождь как бы отметал любое подозрение в свой адрес. Так, например, он пощадил замечательного драматурга Евгения Шварца. Но это уже другая история...
Комментариев нет:
Отправить комментарий