воскресенье, 1 января 2012 г.

Пурим на носу...




http://www.youtube.com/watch?v=9lIWRUSxz8w&feature=related

Пурим всегда ассоциируется с весельем. Улицы заполняются королевами и феями, чертями и принцами. Говорят, однажды видели даже тель-авивского мэра, гарцующего на белом коне. Карнавальное настроение у всех, от мала до велика. Забывая о проблемах, в этот день мы все немножечко становимся детьми.

И все же не пуримский маскарад является причиной всенародного веселья. Радость, ощущаемая нами в этот особенный день, является лишь отголоском того безбрежного счастья, которое наполняет нас на вершине духовного развития.
В каббале это состояние называется Окончательное исправление, и описывается оно в «Мегилат Эстер» (Свиток Эстер). Те, кто его читали, могут не согласиться и заявить, что никакого упоминания об Окончательном исправлении в нем нет. И все же не стоит торопиться с выводами.

Дело в том, что все книги, называемые в народе святыми, на самом деле являются учебниками – учебниками каббалы. В них каббалисты рассказывают нам о происходящем в духовных мирах и о том, как нам поскорее в эти миры подняться. Вот только излагают они свои рассказы в иносказательной форме, поэтому разглядеть их истинный смысл действительно очень непросто. Но когда это удается сделать, они становятся лучшими друзьями и читаются увлекательнее любых романов. Давайте на примере пуримского рассказа посмотрим, что происходит с нами (а точнее, в нас), когда мы достигаем наивысшей духовной ступени.

Все начинается просто великолепно – с грандиозного празднования. Царь Ахашверош устраивает пир, который длится целых полгода. Так каббалисты описывают нам свои ощущения, которыми Царь (Творец) наполняет их при подъеме на новую духовную ступень. Лишь одно обстоятельство как будто бы омрачает праздник – на пир не является царица Вашти. Но на самом деле повода для огорчения нет – просто на новой ступени нужна новая царица, и на престол возводится Эстер.

Имя Эстер происходит от слова «астара», что в переводе с иврита означает «скрытие». Это говорит нам о том, что каждая новая ступень начинается с сокрытия Творца. Именно поэтому все наши праздники начинаются вечером, с наступлением темноты, символизирующей скрытие Творца. А когда человек преодолевает свое злое начало и вместо эгоистического желания получать обретает желание «отдавать подобно Творцу» – наступает «день», раскрытие Творца.

Желание отдавать подобно Творцу олицетворяет Мордехай. Это сила, помогающая душам подняться в духовный мир, объединяющая нас с Творцом. И племянница Мордехая Эстер, хоть и олицетворяет силу скрытия Творца, служит связующим звеном между Мордехаем и нашими, пока еще неисправленными, эгоистическими желаниями.

Начиная восхождение по духовным ступеням, человек ощущает, что Творец скрывается от него. Только тогда он получает возможность раскрытия. Поэтому рассказ о Пуриме называется «Мегилат Эстер» – скрытие, благодаря которому происходит раскрытие (ивр. – «гилуй»).

А пока: «И полюбил царь Эстер больше всех жен» – Эстер поселяется во дворце, и жизнь продолжается. Однако злое начало в человеке продолжает строить ему козни – против Царя готовится заговор. Его хотят убить – не дать человеку возвеличить в себе желание отдавать. Мордехай немедленно реагирует на этот замысел – он ощущает, что его хотят разъединить с Творцом, и раскрывает заговор, вследствие чего злоумышленников вешают на ближайшем дереве.

А затем происходит необъяснимая, на первый взгляд, вещь. Вместо того чтобы отблагодарить Мордехая, Царь возвеличивает Амана, о котором сказано, что он потомок царя Агага из дома Амалека. А кто же этот Амалек? В Торе сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек, когда выходили вы из Египта». Самые эгоистические намерения, направленные только на собственное наполнение, ради которого человек готов уничтожить весь мир, – вот что такое Амалек. Поэтому сказано: «Сотри память об Амалеке под небесами».

Для этого в человеке заложены силы отдачи – «народ Израиля», находящийся в связи с Творцом – свойством отдачи. Но по воле Царя все желания оказываются сейчас под властью Амана – эгоистического начала, набравшего на этой ступени небывалую силу. Казалось бы, положение безнадежно, но Творец никогда не оставляет человека в безвыходной ситуации.

Аман поставил на колени всех, кроме Мордехая. Мордехай объявляет, что он йехуди (от слова «ихуд» – единство), то есть стремящийся к объединению с Творцом, и отказывается подчиниться Аману. В ярости Аман решает уничтожить не только Мордехая, но и весь народ Израиля. Желая заручиться благосклонностью судьбы, он бросает жребий (на арамите – «пур», отсюда и название праздника – Пурим), после чего идет к Царю за разрешением. И вновь происходит невероятное – Царь соглашается истребить свой народ! Но почему?! Об этом мы узнаем несколько позже.


Сейчас же можно лишь сказать, что часто в нашем мире бесконечная любовь Творца к нам воспринимается как полная противоположность. Нам кажется, что Творец должен был бы относиться к нам гораздо лучше, и, как маленькие дети, лишь повзрослев, мы понимаем, что строгие родители на самом деле любят нас и всегда желали только добра.

Но вернемся к Мордехаю, ведь Аман уже приготовил дерево, на котором собирается его повесить, и уже мчатся гонцы «во все области царские, с приказом истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, детей и женщин». Ситуация угрожающая, и Мордехай обращается за помощью к Эстер.

Вначале человек не понимает, что его эгоистические желания, препятствующие соединению с Творцом, скрывающие Его, на самом деле не мешают, а помогают продвижению в духовном. Усиление Амана, эгоистических желаний – это помощь, посылаемая Творцом человеку. Ведь преодолевая эти желания, человек взрослеет, поднимается на более высокую духовную ступень. И помогает ему в этом именно Эстер, поскольку раскрытие следует благодаря предшествующему скрытию.

Каким бы безнадежным ни казалось положение, Творец никогда не оставляет человека в безвыходной ситуации.

Когда это происходит в человеке, Царь «меняет гнев на милость» и вместо Мордехая на том же дереве приказывает повесить Амана, что выполняется незамедлительно. «И обернулось так, что иудеи победили недругов своих». Так завершается исправление всех эгоистических желаний в человеке, и он поднимается на высшую ступень, называемую «Окончательное исправление».

Скрытия больше не существует – человек становится единым целым с Творцом, постигает все Его мысли и желания, чувствует, как наполняется безграничной любовью Творца. Оглядываясь на пройденный путь, видит, как, постоянно добавляя новые эгоистические желания, Творец заботился только о том, чтобы человек поскорее преодолел их и еще больше приблизился к Нему.

__________________________________________________________


«Кому неизвестна мудрость каббалы, тот может постичь только внешнее, видимое, материальное. Но главное - это внутреннее, постигаемое путями внутреннего управления».
- РАМХАЛЬ, «Адир бэ-маром»
____________________________________________________________________

Раньше казалось, что Творец просто бросил его на растерзание эгоизму, но сейчас он понимает, что никогда, ни на одну секунду не оставался один, – Творец всегда был рядом и, как любящий отец, терпеливо обучал его, подавая примеры, показывая и объясняя, страдая, видя, как неразумное чадо не хочет учиться, и радуясь его успехам.

Сегодня мы еще не ощущаем в себе присутствия Творца, но это скрытие как никогда близко к своему завершению. Методика каббалы позволяет нам раскрыть Творца не в каком-то отдаленном будущем, а уже сегодня, сейчас сделать Ему навстречу первый шаг. Наша судьба зависит только от нас самих.

Комментариев нет: