понедельник, 2 января 2012 г.

Равные среди равных преимуществ не имеют

 

http://www.youtube.com/watch?v=gn1L2eOxM3U&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=2CPAtlICCqc&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=tCPR2Yetspc&feature=related


Прекрасный повод для изучения детской речи - полуторагодовалые близнецы Сэм и Рен из США стоят возле холодильника и несколько минут активно общаются между собой. Их диалог состоит из вопросов и ответов, оживленной мимики, восклицаний, жестов и характерных пауз в речи. Но дети говорят без слов, в их общении нет только одного - каких-либо осмысленных слов. Это в прямом смысле детский лепет, представляющий собой набор внешне абсолютно бессвязных звуков, так как дети еще не умеют говорить.

Но они совершенно очевидно понимают друг друга, как понимают своих собеседников более взрослые люди. Так нужно ли знать какие-либо слова для того, чтобы вести разговор или для этого достаточно всего лишь интонаций?
И был ли прав с научной точки зрения гениальный советский режиссер Георгий Данелия, который создал "четлано-пацакский словарь" для фильма "Кинд-дза-дза", где "ку" заменяло почти все возможные слова?

"Эти малыши находятся на исходной точке человеческого языка, - говорит профессор Центра Vanderbilt Kennedy в Нэшвилле, специалист по слуху и речи Стивен Камарата. - Они не пользуются словами, а издают звуки, тона, из которых складывается ритм речи. Малыши применяют интонационную часть предложений, имитируя человеческую речь. Это один из способов, благодаря которому дети учатся говорить".

"Они еще не знают никаких слов, но уже знают, как работает диалог, - согласен с ним доктор Роберта Голинкофф, профессор и директор программ по изучению детской речи в Университете Делавэра в Ньюарке. - Малыши используют слоговую артикуляцию для целей общений. Со временем этот лепет будет заменяться осмысленными словами. Но пока они обмениваются импровизированными идиомами. И понимание идет за счет интонации. К тому же перед нами близнецы, которые очень похожи друг на друга. Их развитие происходит практические одновременно".

Реплика:
Мы должны относиться к ребенку, как к взрослому! У души нет возраста! Проблема, что мы сюсюкаемся с детьми и портим их. Ребенок не хочет от нас такого отношения – он хочет быть ТАКИМ ЖЕ, КАК И МЫ!
Нам нужно только учитывать, что он физически меньше и слабее нас. Но внутри – он совершенно взрослый и большой. Надо относиться к нему и говорить, как с взрослым – серьезно объясняя, советуясь и прислушиваясь к его мнению, как взрослого человека.
Вы увидите, насколько дети это хорошо воспринимают и хотят. Для них быть взрослыми – это увлекательная игра. Нельзя вместо этого нам, взрослым, опускаться до их уровня и играть, будто ты ребенок – это неправильно! Это не они, а мы играемся!
Это очень важный принцип воспитания – относиться к детям, как к взрослым.
Не смотрите, что он выглядит как маленький ребенок – это только физическое тело. А из этого детского тела на вас смотрят глаза совершенно взрослого человека, который пристально следит за вами и все понимает!
Это ошибка считать его ребенком, которая тянется за человечеством из древности, сопровождаемая всякими сказками, проповедующими фетишизм и всевозможные суеверия.
Это все надо исключить. Мы отличаемся с ребенком только на животной ступени – а если мы связываемся на уровне человека в нас, то должны ко всем общаться на равных.
Ребенок – наш равноправный партнер в создании этой новой методики образования, и надо открыто говорить с ним обо всем и требовать от него полного участия. Пусть дети сидят на собраниях вместе со взрослыми и участвуют во всех обсуждениях, в построении программ – нам нечего от них скрывать.
Именно на этом они вырастут. Они не хотят получать от нас все готовое – они хотят сами, осознанно реализовывать это с самого начала. Ничего не надо скрывать от ребенка – он не ребенок! Надо относиться к нему совершенно, как к равному.
 

Комментариев нет: