Всё, что происходит сегодня в мире, так или иначе распределяется по графам "за" и "против" относительно теории Маркса. Все формации человечества, хочет оно того или нет, формируются и выстраиваются в той или иной связи с этой теорией, будь то либерализм, капитализм, диктатура и т.д.
Ведь, по меньшей мере, часть своих расчетов и законов Маркс вывел из человеческого общества, которое базируется на эгоизме. И до сих пор, не имея другого выхода, мы имеем дело с этими законами. Даже при духовном восхождении мы поднимаемся над той же связующей нас сетью, которую Маркс хотел описать во всей полноте.
Другое дело, насколько это ему удалось.
В своих трудах он хотел объяснить, что люди, по своей природе, эгоистически связаны между собой, и каждый действует сообразно с тем, как формируют его в человеческом обществе внешние условия и внутренние побуждения. В итоге мы видим результаты этого противостояния. Они зависят от того, насколько силен внутренний импульс, заставляющий человека использовать весь мир для себя, и до какой степени мир позволяет ему это делать.
В принципе, таков лейтмотив всей нашей жизни. Разумеется, как следствие, мы ведем между собой постоянную борьбу: и люди, и народы, и государства. Всю жизнь мы ищем возможности использовать ближнего, урвать, украсть, сделать для себя что-то.
Так вот, на протяжении многих лет Маркс изучал эту реальность эгоистической взаимосвязи между людьми, проявлением, эквивалентом которой являются деньги. И он понял, что необходим особый процесс, который позволит людям приподняться над эгоистическим расчетом к расчету альтруистическому, к учету интересов, к взаимному поручительству, любви и т.д.
Мы выискиваем у Маркса ошибки или просто не понимаем его, однако нужно отдавать себе отчет в том, почему и сегодня его труд под названием "Капитал" столь популярен. В этой книге он основывался на статистических данных по промышленности своего времени. Казалось бы, они имеют слабое отношение к нынешним реалиям, однако на самом деле эгоистический подход остается всё тем же. И потому нужно понимать, что все последующие теории стали лишь добавкой к основной базе, созданной Марксом. Никто не может его опровергнуть.
В сущности, Маркс хотел отыскать верную формулу, верное выражение той связи, которую человечество для себя сформировало. Он сделал что мог.
Вот и сегодня мы тоже занимаемся этой связующей нас сетью, но акцент делаем не на устаревшей версии, а на создании новой, правильной. Миру придется перейти к новой, глобальной, интегральной экономике, прописав ее законы. Ну а тем временем старая экономика перестает действовать. Все методы, хотя бы в чем-то соответствовавшие прежней системе взаимосвязи, больше не работают.
Итак, не стоит недооценивать марксизм. В Советской России пытались реализовать вовсе не его, хотя и прикрывались его именем. В действительности само общество не было готово к таким преобразованиям, и потому ничего от настоящего марксизма там не было.
Нам нужно избавиться от стереотипов о Марксе и его теории. Она представляет собой весьма неординарную попытку научно описать эгоистические взаимосвязи между людьми в современных условиях. Нужно хорошенько разобраться в том, что он написал и о чем умолчал. До сих пор мы не добрались до подтекста его трудов, а между тем, они всё так же актуальны относительно прежней экономики. У Маркса еще есть чему поучиться.
По сути, он изучал силы, действующие в природе. Ведь экономика – это слепок нашего эгоизма.
Нас связывают всевозможные взаимоотношения, и мы хотим взвесить, измерить, упорядочить их. Сказано в Библии: "Идите и зарабатывайте друг у друга". Чтобы обеспечивать себя, мы устанавливаем между нами различные виды связи, – и измеряются они наукой под названием "экономика". Ее критерий: сколько ты даешь мне, а я – тебе.
"На деньги всё не пересчитаешь", – говорим мы пренебрежительно. Однако другого мерила у нас нет. Как проверить, до какой степени мы любим или ненавидим друг друга? Если бы мы могли измерять свое отношение в золоте, серебре или национальной валюте, в амперах или на килограммы, это было бы замечательно. Тогда мы знали бы, как выстраивать общество, придавая верный характер личным взаимоотношениям каждого и глобальным отношениям в социуме. Но проблема в том, что такие расчеты невозможны, – и сегодня это обнаруживается.
Человечество всегда искало критерии, по которым можно было бы оценивать чувства и разум, любовь и ненависть, отношение к детям, к соседям, к незнакомцам… Мы находимся в сетке сил, она и есть желание, которое постоянно дробится между нами на тысячи векторов и направлений. Этим занимаются различные дисциплины – например, психология, социология, – и хотя они базируются на чем-то, четких критериев у нас все равно нет. И потому мы очень страдаем в жизни.
Действительно, не всё измеряется деньгами, но если что-то можно замерить, это хорошо и полезно, это помогает оценить силы и способности человека. Даже несмотря на эгоистические искажения, в этом есть здравое зерно. К примеру, американцы так и говорят: "Этот человек стоит три миллиона долларов". Пускай мерилом выступают деньги, но это уже замер, и пренебрегать им не стоит. В человеческом обществе очень важна возможность давать оценку.
И потому за трудами Маркса кроется глубокая философия. Он писал не просто о "капитале". Когда индустриальное развитие повлекло людей из деревень в города, когда усилились взаимосвязи, когда фабриканты приступили к разработке промышленных технологий, когда завязалась широкая торговля – тогда появилась возможность как-то измерять новые взаимоотношения. Маркс провел серьезнейшую работу в этом направлении. В чем он ошибался – отдельный вопрос, но его подход очень основателен и глубок.
Как измерять взаимоотношения между нами – эта установка лежит в основе экономической науки. Нужно понять, как мы обеспечиваем себя и других средствами к существованию, как связуемся, чтобы "наполнять" друг друга ради собственного наполнения, как сплетается сеть нашей взаимосвязи. Когда же она начинает разрастаться, это значит, что скоро в ней проявится большой эгоистический изъян, который нам придется исправить.
Так всё и произошло. Тысячи лет каждый заботился о себе и своем ближайшем окружении, без особой связи с остальными. Но затем общая взаимосвязь начала крепнуть, в особенности посредством еврейского народа, вышедшего в изгнание. Разбросанный по разным уголкам земли, он сохранял свой язык и поддерживал контакты между различными общинами, протягивая всё новые нити через весь мир. И наконец, каких-то три века назад началась Промышленная революция, сопровождающаяся широкой торговлей на международном уровне.
Маркс хотел показать нам всю степень нашей взаимосвязи и измерить ее. Он стоял буквально у истоков развития современной промышленности и торговли, в начале процесса глобализации, который превратил нас в единую мировую "деревню". Неслучайно "Капитал" снова так популярен в наши дни – мы возвращаемся к недосказанному и переоцениваем роль Маркса. Пускай он строит расчеты на мануфактурах 19-го века, которые стали для него своего рода "лабораторией", и тем не менее, он верно уловил тенденцию, которая сегодня принимает очень скверные формы.
Ведь, по меньшей мере, часть своих расчетов и законов Маркс вывел из человеческого общества, которое базируется на эгоизме. И до сих пор, не имея другого выхода, мы имеем дело с этими законами. Даже при духовном восхождении мы поднимаемся над той же связующей нас сетью, которую Маркс хотел описать во всей полноте.
Другое дело, насколько это ему удалось.
В своих трудах он хотел объяснить, что люди, по своей природе, эгоистически связаны между собой, и каждый действует сообразно с тем, как формируют его в человеческом обществе внешние условия и внутренние побуждения. В итоге мы видим результаты этого противостояния. Они зависят от того, насколько силен внутренний импульс, заставляющий человека использовать весь мир для себя, и до какой степени мир позволяет ему это делать.
В принципе, таков лейтмотив всей нашей жизни. Разумеется, как следствие, мы ведем между собой постоянную борьбу: и люди, и народы, и государства. Всю жизнь мы ищем возможности использовать ближнего, урвать, украсть, сделать для себя что-то.
Так вот, на протяжении многих лет Маркс изучал эту реальность эгоистической взаимосвязи между людьми, проявлением, эквивалентом которой являются деньги. И он понял, что необходим особый процесс, который позволит людям приподняться над эгоистическим расчетом к расчету альтруистическому, к учету интересов, к взаимному поручительству, любви и т.д.
Мы выискиваем у Маркса ошибки или просто не понимаем его, однако нужно отдавать себе отчет в том, почему и сегодня его труд под названием "Капитал" столь популярен. В этой книге он основывался на статистических данных по промышленности своего времени. Казалось бы, они имеют слабое отношение к нынешним реалиям, однако на самом деле эгоистический подход остается всё тем же. И потому нужно понимать, что все последующие теории стали лишь добавкой к основной базе, созданной Марксом. Никто не может его опровергнуть.
В сущности, Маркс хотел отыскать верную формулу, верное выражение той связи, которую человечество для себя сформировало. Он сделал что мог.
Вот и сегодня мы тоже занимаемся этой связующей нас сетью, но акцент делаем не на устаревшей версии, а на создании новой, правильной. Миру придется перейти к новой, глобальной, интегральной экономике, прописав ее законы. Ну а тем временем старая экономика перестает действовать. Все методы, хотя бы в чем-то соответствовавшие прежней системе взаимосвязи, больше не работают.
Итак, не стоит недооценивать марксизм. В Советской России пытались реализовать вовсе не его, хотя и прикрывались его именем. В действительности само общество не было готово к таким преобразованиям, и потому ничего от настоящего марксизма там не было.
Нам нужно избавиться от стереотипов о Марксе и его теории. Она представляет собой весьма неординарную попытку научно описать эгоистические взаимосвязи между людьми в современных условиях. Нужно хорошенько разобраться в том, что он написал и о чем умолчал. До сих пор мы не добрались до подтекста его трудов, а между тем, они всё так же актуальны относительно прежней экономики. У Маркса еще есть чему поучиться.
По сути, он изучал силы, действующие в природе. Ведь экономика – это слепок нашего эгоизма.
Нас связывают всевозможные взаимоотношения, и мы хотим взвесить, измерить, упорядочить их. Сказано в Библии: "Идите и зарабатывайте друг у друга". Чтобы обеспечивать себя, мы устанавливаем между нами различные виды связи, – и измеряются они наукой под названием "экономика". Ее критерий: сколько ты даешь мне, а я – тебе.
"На деньги всё не пересчитаешь", – говорим мы пренебрежительно. Однако другого мерила у нас нет. Как проверить, до какой степени мы любим или ненавидим друг друга? Если бы мы могли измерять свое отношение в золоте, серебре или национальной валюте, в амперах или на килограммы, это было бы замечательно. Тогда мы знали бы, как выстраивать общество, придавая верный характер личным взаимоотношениям каждого и глобальным отношениям в социуме. Но проблема в том, что такие расчеты невозможны, – и сегодня это обнаруживается.
Человечество всегда искало критерии, по которым можно было бы оценивать чувства и разум, любовь и ненависть, отношение к детям, к соседям, к незнакомцам… Мы находимся в сетке сил, она и есть желание, которое постоянно дробится между нами на тысячи векторов и направлений. Этим занимаются различные дисциплины – например, психология, социология, – и хотя они базируются на чем-то, четких критериев у нас все равно нет. И потому мы очень страдаем в жизни.
Действительно, не всё измеряется деньгами, но если что-то можно замерить, это хорошо и полезно, это помогает оценить силы и способности человека. Даже несмотря на эгоистические искажения, в этом есть здравое зерно. К примеру, американцы так и говорят: "Этот человек стоит три миллиона долларов". Пускай мерилом выступают деньги, но это уже замер, и пренебрегать им не стоит. В человеческом обществе очень важна возможность давать оценку.
И потому за трудами Маркса кроется глубокая философия. Он писал не просто о "капитале". Когда индустриальное развитие повлекло людей из деревень в города, когда усилились взаимосвязи, когда фабриканты приступили к разработке промышленных технологий, когда завязалась широкая торговля – тогда появилась возможность как-то измерять новые взаимоотношения. Маркс провел серьезнейшую работу в этом направлении. В чем он ошибался – отдельный вопрос, но его подход очень основателен и глубок.
Как измерять взаимоотношения между нами – эта установка лежит в основе экономической науки. Нужно понять, как мы обеспечиваем себя и других средствами к существованию, как связуемся, чтобы "наполнять" друг друга ради собственного наполнения, как сплетается сеть нашей взаимосвязи. Когда же она начинает разрастаться, это значит, что скоро в ней проявится большой эгоистический изъян, который нам придется исправить.
Так всё и произошло. Тысячи лет каждый заботился о себе и своем ближайшем окружении, без особой связи с остальными. Но затем общая взаимосвязь начала крепнуть, в особенности посредством еврейского народа, вышедшего в изгнание. Разбросанный по разным уголкам земли, он сохранял свой язык и поддерживал контакты между различными общинами, протягивая всё новые нити через весь мир. И наконец, каких-то три века назад началась Промышленная революция, сопровождающаяся широкой торговлей на международном уровне.
Маркс хотел показать нам всю степень нашей взаимосвязи и измерить ее. Он стоял буквально у истоков развития современной промышленности и торговли, в начале процесса глобализации, который превратил нас в единую мировую "деревню". Неслучайно "Капитал" снова так популярен в наши дни – мы возвращаемся к недосказанному и переоцениваем роль Маркса. Пускай он строит расчеты на мануфактурах 19-го века, которые стали для него своего рода "лабораторией", и тем не менее, он верно уловил тенденцию, которая сегодня принимает очень скверные формы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий