воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Мы должны создавать новый мир


Мы должны создавать новый мир

Тонино Гуэрра кинодраматург, Италия
Наумов: Самое дорогое, что вы можете полу­чить в стенах института, — это общение с инте­ресными людьми. Сегодня тот редкий случай, когда перед вами сидит выдающийся человек. Это — последний человек эпохи Возрождения. Это потрясающий итальянский поэт, писатель и драматург. Назовите любую великую фамилию и вы увидите, что сценарий для него писал Тони­но. Он практически и режиссер. Я могу каждому из вас пожелать такой молодости, внутренней силы, фантазии, которая есть в этом человеке. Есть возраст биологический, а есть арифмети­ческий. Он тянет на сорок пять. ("Может быть", — говорит Гуэрра. Смех.)
Попросту говоря, перед вами выдающийся та­лант, который может за это короткое время дать вам значительно больше, чем все мы вме­сте взятые за целый год обучения.
Гуэрра: Давайте поставим точки над "и". Я не знаю, кому я должен говорить. Какой аудитории я говорю.
Наумов: Практически все режиссеры. И продю­серы.
Гуэрра: Боже мой. Режиссеры и продюсеры?.. (Картинно удивляется, смех в зале.)
Профессия — кинематографист
Давайте поговорим тогда всерьез.
Я знаю трех-четырех молодых итальянских режиссеров. А здесь столько молодых режиссеров, что я сошел с ума сразу. Какое желание быть ре­жиссерами!
Начнем со сценария. Что мне здесь в России не очень нра­вится. Сценарист, писатель пишет историю, после чего дела­ется фильм, и потом почему-то сценарий называется режис­серским сценарием. Я вот это никак не могу понять. Это сума­сшествие для нас. Потому что, когда я слышу, что режиссер потом что-то меняет в режиссерском сценарии, я становлюсь сумасшедшим, я этого не понимаю. Что такое происходит?
Я вам рассказываю то, что со мной происходило в жизни. С Феллини, с Тарковским, с Ангелопулосом, Тавиани, Де Сика и так далее. Мы встречались вместе и говорили, какой фильм мы хотим делать. И в этот момент режиссер фильма становит­ся на равных со сценаристом. Он становится сам писателем и сценаристом. Я написал двенадцать фильмов для Антонио-ни. И все знают: когда мы работали, мы ломали мебель, — такие у нас были дискуссии во время работы. И я должен снять шляпу перед этими великими режиссерами — они нико­гда в жизни во время работы не сказали: "Я — режиссер это­го фильма". Он писал во время нашей работы. Ты говоришь фразу. "Мне не нравится", — может сказать режиссер. Я скажу другую фразу. Изменим. То есть абсолютно на равных.
С Феллини мы написали "Амаркорд" за девять утр. А "Ко­рабль плывет" — за десять. В чем была проблема? Мы встрети­лись. Я спрашиваю его: "Ты о чем сейчас думаешь, Федерико?" И вдруг он мне говорит (это было во время работы над "Ко­рабль плывет"), и мне показалось это очень симпатично, что он мне сказал.
Он мне говорит в этот момент: "Я думаю о параде караби­неров". Помните, карабинеров, которые с плюмажами, на ло­шадях... Помните? Такие карабинеры итальянские, такие кра­сочные. Гвардия. "Вот представь себе, Тонино, большой парад.
576


Они — великолепные исполнители человеческой амбиции. Они галопируют. Это театральность полная. То есть это все люди с плюмажами... со всеми атрибутами карабинеров. Это — галоп гордости".
Все хорошо. Люди аплодируют. Карабинеры проезжают на лошадях. Но вдруг спотыкается и падает одна лошадь. За ней вторая, потому что она спотыкается о первую, третья, четвертая, пятая... Все лошади начинают падать. И все начинает стано­виться, извините, говном. И все невероятно. Крик. Люди кричат. То есть спектакль жизни. То, что действительно бывает в жизни. Из-за глупости. Из-за того, что споткнулась одна лошадь, — все по­валилось... Все. И вот представьте себе после парада — что оста­лось? Рваные перья, сломанные шлемы — все что угодно...
Представьте себе, какой грандиозный финальный кадр мог дать Феллини по этому поводу. Но это не только был бы ко­нец этого парада. То есть это конец жизни, конец мира, конец наших иллюзий, наших фантазий, наших храбрых мыслей... Кончается в грязи. Ничего. Идея была забавной. Он мне про­сто намекнул. Он мне сказал: мне нравится этот парад, давай подумаем. И я сказал: "Давай будем работать над этим пара­дом". И потом пришли все эти размышления... "Аты?" — "Ая вот сейчас изучаю похороны", — говорю я Федерико Феллини. Мне нравится, я много читал о похоронах Сталина. Представьте. Люди не могли выйти на улицу, потому что была такая толпа. Толпа так сжимала. И люди кричали: "Хлеб!" Купить хлеб. То есть дайте хлеба. Потому что люди не могли выйти. Этого не было, но я так себе представлял.
Или изучал похороны Нассера в Египте. Со всеми этими умершими людьми вокруг. То есть это был конец мира.
Я изучал тоже похороны Рудольфе Валентине. Помните этого великого актера? Было столько же народу, сколько на похоронах диктаторов. И люди, чтобы увидеть его в послед­ний раз в гробу, цеплялись вот так за пиджак впереди стояще­го. Поэтому, когда площадь опустела, она была вся заполнена...

http://litartel.blogspot.com/2012/01/blog-post_02.html

Источник:
http://www.visiology.fatal.ru/texts/master-klass.htm

Комментариев нет: