Психологи выяснили, что отношение конфликтующих сторон друг к другу улучшится, если те, кто слабее, расскажут о себе тем, кто сильнее, а последние продемонстрируют при этом всяческое внимание.
В современной миротворческой практике для снятия напряжённости между воюющими сторонами используются так называемые лагеря мира, в которых противники могут больше узнать друг о друге с человеческой, а не с военной точки зрения. То есть собираются, к примеру, палестинцы и израильтяне в одном месте и рассказывают друг другу истории из своей жизни. В данном случае важно, что и те и другие узнают о простых человеческих судьбах: высокой геополитике на таких мероприятиях места нет. Теоретически это должно способствовать взаимопониманию и мирному урегулированию конфликта.
Но тут есть свои нюансы. Участники таких диалогов обычно неравноправны:
В современной миротворческой практике для снятия напряжённости между воюющими сторонами используются так называемые лагеря мира, в которых противники могут больше узнать друг о друге с человеческой, а не с военной точки зрения. То есть собираются, к примеру, палестинцы и израильтяне в одном месте и рассказывают друг другу истории из своей жизни. В данном случае важно, что и те и другие узнают о простых человеческих судьбах: высокой геополитике на таких мероприятиях места нет. Теоретически это должно способствовать взаимопониманию и мирному урегулированию конфликта.
Но тут есть свои нюансы. Участники таких диалогов обычно неравноправны:
есть более сильные и более слабые. Исследователи из Массачусетского технологического института (США) выяснили, что это неравноправие отражается на результатах диалога: более слабым важнее рассказать и быть услышанными. Психологи работали с двумя конфликтными парами: израильтяне против палестинцев и мексиканские иммигранты против жителей штата Аризона, где не так давно был принят закон против нелегальной иммиграции. Участники эксперимента должны были написать о тех трудностях, с которыми сталкиваются они сами и их близкие, а члены противоположного лагеря — прочесть это. Всё это происходило в режиме видеочата, что создавало ощущение непосредственного контакта. Все добровольцы до и после эксперимента должны были пройти через психологический тест, определявший их отношение к противоположной стороне.
Как пишут учёные в своей статье, опубликованной в Journal of Experimental Social Psychology, наиболее эффективной такая социальная терапия была в том случае, когда более слабые рассказывали свои истории своим оппонентам, а те их выслушивали. Здесь учёные обращают внимание на три момента. Во-первых, отношение к другим улучшалось у обеих сторон конфликта, то есть палестинцы начинали лучше относиться к израильтянам, а те — к палестинцам. Во-вторых, важным условием было то, что слабая сторона видела (чувствовала): её слушают, её истории кто-то прочитал. В-третьих, психологи говорят о том, что у более сильных противников развивается чувство вины, которого они могут и не осознавать. Поэтому им необходимо выслушать тех, с кем они конфликтуют, чтобы это грызущее чувство вины ослабло.
С практической точки зрения эти данные, несомненно, полезны, поскольку должны помочь наладить отношения между участниками конфликта. Но всё же трудно удержаться от искушения рассмотреть результаты под несколько другим углом. О чём всё это говорит, если не о невозможности диалога? Очевидно, что, независимо от причин конфликта, самым лёгким способом его урегулировать оказывается моральный шантаж со стороны слабых, которому с удовольствием потворствуют сильные. Тех, кто находится в невыгодном положении, не волнуют соображения справедливости: справедливость по определению на их стороне, а теперь — выслушайте-ка их историю... Впрочем, размышления в этом направлении могут лишить нас последних остатков политкорректности.
Текст: Кирилл Стасевич
Подготовлено по материалам Массачусетского технологического института.
Как пишут учёные в своей статье, опубликованной в Journal of Experimental Social Psychology, наиболее эффективной такая социальная терапия была в том случае, когда более слабые рассказывали свои истории своим оппонентам, а те их выслушивали. Здесь учёные обращают внимание на три момента. Во-первых, отношение к другим улучшалось у обеих сторон конфликта, то есть палестинцы начинали лучше относиться к израильтянам, а те — к палестинцам. Во-вторых, важным условием было то, что слабая сторона видела (чувствовала): её слушают, её истории кто-то прочитал. В-третьих, психологи говорят о том, что у более сильных противников развивается чувство вины, которого они могут и не осознавать. Поэтому им необходимо выслушать тех, с кем они конфликтуют, чтобы это грызущее чувство вины ослабло.
С практической точки зрения эти данные, несомненно, полезны, поскольку должны помочь наладить отношения между участниками конфликта. Но всё же трудно удержаться от искушения рассмотреть результаты под несколько другим углом. О чём всё это говорит, если не о невозможности диалога? Очевидно, что, независимо от причин конфликта, самым лёгким способом его урегулировать оказывается моральный шантаж со стороны слабых, которому с удовольствием потворствуют сильные. Тех, кто находится в невыгодном положении, не волнуют соображения справедливости: справедливость по определению на их стороне, а теперь — выслушайте-ка их историю... Впрочем, размышления в этом направлении могут лишить нас последних остатков политкорректности.
Текст: Кирилл Стасевич
Подготовлено по материалам Массачусетского технологического института.
Комментариев нет:
Отправить комментарий