Почему я не советовался ни с кем во всем моем колымском поведении, во всех своих
колымских поступках, действиях и решениях? Из человеколюбия. Чужая тайна очень
тяжела, невыносима для лагерной души, для подлеца и труса, скрытого на дне
каждого человека.
Я боялся, что сообщенное мной ляжет тайной слишком
тяжелой, поссорит меня с моими исповедниками, ничего не изменив в моем решении.
Я не привык, не выучен слушать других и следовать их советам. Совет может быть и
хорош, но обязательно плох тем, что это – чужой совет.
В лагере нельзя
разделить ни радость, ни горе. Радость – потому что слишком опасно. Горе –
потому что бесполезно. Канонический, классический «ближний» не облегчит твою
душу, а сорок раз продаст тебя начальству: за окурок или по своей должности
стукача и сексота, а то и просто ни за что – по-русски.
Я проехал весь
штрафняк, весь северный район Вишлага – притчу во языцех, – канонизированную,
одобренную людской психологией, угрозу для всех, и вольных, и заключенных на
Вишере, я побывал на каждом участке, где работал арестант-лесоруб. Я не нашел
никаких следов кровавых расправ. А между тем Усть-Улс и паутина его притоков до
впадения в Вишеру были краем тогдашней арестантской земли.
Ведь кто-то
застрелил тех трех беглецов, чьи трупы – дело было зимой, – замороженные, стояли
около вахты целых три дня, чтобы лагерники убедились в тщетности побега. Ведь
кто-то дал распоряжение выставить эти замерзшие трупы для поучения? Ведь
арестантов ставили – на том же самом Севере, который я объехал весь, – ставили
«на комарей», на пенек голыми за отказ от работы, за невыполнение нормы
выработки.
Ведь только в начале тридцатых годов был решен этот главный
вопрос. Чем бить – палкой или пайкой, шкалой питания в зависимости от выработки.
И сразу (выяснилось), что шкала питания плюс зачеты рабочих дней и досрочные
освобождения – стимул достаточный, чтобы не только хорошо работать, но и
изобретать прямоточные котлы, как Рамзин. Выяснилось, что с помощью шкалы
питания, обещанного сокращения срока можно заставить и «вредителей», и бытовиков
не только хорошо, энергично, безвозмездно работать даже без конвоя, но и
доносить, продавать всех своих соседей ради окурка, одобрительного взгляда
концлагерного начальства.
Главное ощущение после двух с половиной лет
лагеря, каторжных работ – это то, что я покрепче других в нравственном
смысле.
В лагере главное правило – сам за себя. Стой и молчи, когда
избивают и убивают соседей, – вот первый закон, первый урок, который дал мне
лагерь. Но заступался я за Зайца не для Зайца, не для утверждения правды –
справедливости. Просто хотел доказать самому себе, что я ничем не хуже любых
моих любимых героев из прошлого русской истории.
Одна из идей, понятых и
усвоенных мной в те первые концлагерные годы, кратко выражалась
так:
«Раньше сделай, а потом спроси, можно ли это сделать. Так ты
разрушаешь рабство, привычку во всех случаях жизни искать чужого решения,
кого-то о чем-то спрашивать, ждать, пока тебя не позовут».
В 1964 году я
встретился с Анной Ахматовой. Она только что вернулась из Италии после
сорокалетнего перерыва таких вояжей. Взволнованная впечатлениями, премией
Таормины, новым шерстяным платьем, Анна Андреевна готовилась к Лондону. Я как
раз встретился с ней в перерыве между двумя вояжами ее заграничной
славы.
– Я хотела бы в Париж. Ах, как я хотела бы в Париж, – твердила
Анна Андреевна.
– Так кто вам... Из Лондона и слетаете на два
дня.
– Как кто мешает? Да разве это можно? Я в Италии не отходила от
посольства, как бы чего не вышло.
И видно было, что Ахматова твердит эту
чепуху не потому, что думает: «в следующий раз не пустят» – следующего раза в
семьдесят лет не ждут, – а просто отвыкла думать иначе.
Что же мной
понято?
Самое важное, самое главное.
В лагере нет
виноватых.
И это не острота, не каламбур. Это юридическая природа
лагерной жизни...
Шаламов
Комментариев нет:
Отправить комментарий