суббота, 23 августа 2014 г.

Принципы дворянского воспитания и образования


К первому десятилетию XX века в нашей стране сложилась уникальная система образования, отличавшаяся тем, что формировалась она под влиянием сверху - элитарной, дворянской системы образования и воспитания, а не под влиянием системы массовых народных школ, как в Западной Европе.
Приведем отрывок из письма Петра Алексеевича князя Кропоткина своему британскому другу профессору Джеймсу Мейвору, 21 декабря 1903 года, после двадцатилетнего пребывания князя Кропоткина в Англии:
"С Джимми все в порядке. Он умен, всегда готов работать, к тому же делает большие успехи, насколько я могу судить. Но, к сожалению, есть ли в мире что-нибудь глупее, чем британская система университетского образования?? ...когда Джим рассказывает мне о том, чем он занимается или чем занимаются дочери Ньюнхэмов, а также чем ему запрещается заниматься, что все сводится к получению отрывочных знаний лишь в одной узкой области науки, я действительно не могу не испытывать впечатления, что передо мной находится какой-то средневековый студент. Ни физики, ни химии, ни астрономии, ни теории теплоты, ни теории света и электричества, ни теории упругости, ни высших разделов геометрии, ни статики и динамики... Мы все это изучали в Санкт-Петербурге." [5].
Напомним, что князь Кропоткин Петр Алексеевич родился в 1842 г., окончил Пажеский корпус и физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Обратим внимание и на то, что выдающиеся Российские премьер-министры Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин также были выпускниками физико-математического факультета.
Впрочем, дело, конечно, не в факультете. Дело в другом. Сошлемся на иностранный авторитет. Вот мнение профессора В.Н Сойфера . - председателя правления Международной Соросовской программы образования в области точных наук:
..."В России (перед Великой войной 1914 г. - Ред.) сложилась первоклассная система гимназического и университетского образования. Россия выходила на передовые позиции в мире. Несомненно, Кембриджский, Оксфордский или Гейдельбергский университеты представляли собой учебные и научные институции самого высокого в мире уровня. Но они собирали сливки со всего мира и оставались редкими островками высочайшего знания. Подавляющее же большинство учебных заведений западных стран плавало в море посредственности. Классическое гимназическое образование в России выделяли уникальные особенности: естественные науки, включая математику, преподавали в них на высоком уровне, а классические и современные языки - на исключительно высоком. Гимназисты были обязаны выполнять задания так называемых экстемпоралиев, то есть должны были в классах, без предварительной подготовки, переводить тексты с латыни и греческого на русский и обратно. Такой уровень означал, что в будущем бывшие гимназисты могли легко освоить любой европейский язык, и это стало характерным для большинства российских интеллектуалов. А обучение всех гимназистов и в Москве, и в Тобольске, и в Одессе классическим языкам (да еще и на примерно одинаковом уровне) открывало оканчивающим гимназии дорогу в мир вообще и в мир науки и культуры в частности. Все это позволило России к концу XIX века почти что рывком войти в число самых развитых промышленно, культурно и научно стран мира".

http://dr-asp.chat.ru/obrazovanie.htm

Комментариев нет: