В числе расстрелянных были:
Абрамовы - 3 семьи (11 душ)
Амировы - 2 семьи (5 душ)
Ашуровы- 2 семьи (8 душ)
Бельхиявы - 1 семья (7 душ)
Гарелики - 3 семьи (19 душ)
Давидовы - 4 семьи (23 души)
Дармаевы - 6 душ
Инотаевы - 3 семьи (21 душа)
Ифраимовы - 1 семья (2 души)
Исаковы- 2 семьи (7 душ)
Ильдаровы - 2 семьи (17 душ)
Израевы- 5 семей (25 душ)
Кроник - 1 семья (6 душ)
Кишеевы - 5 семей (28 душ)
Матаевы - 18 семей (113 душ),
Мурзахановы - 1 семья (2 души)
Новаховы - 3 семьи (15 душ)
Назаровы - 2 семьи (9 душ)
Пинхасовы - 8 семей (44 души)
Призовы- 3 семьи (19 душ)
Рабаевы - 3 семьи (10 душ)
Фельдманы - 2 семьи (7 душ)
Шауловы - 3 семьи (8 душ)
Шамиловы-9 семей (35 душ)
Яшагиевы-2семьи (10 душ)
16 душ-фамилии не установлены.
Абрамовы - 3 семьи (11 душ)
Амировы - 2 семьи (5 душ)
Ашуровы- 2 семьи (8 душ)
Бельхиявы - 1 семья (7 душ)
Гарелики - 3 семьи (19 душ)
Давидовы - 4 семьи (23 души)
Дармаевы - 6 душ
Инотаевы - 3 семьи (21 душа)
Ифраимовы - 1 семья (2 души)
Исаковы- 2 семьи (7 душ)
Ильдаровы - 2 семьи (17 душ)
Израевы- 5 семей (25 душ)
Кроник - 1 семья (6 душ)
Кишеевы - 5 семей (28 душ)
Матаевы - 18 семей (113 душ),
Мурзахановы - 1 семья (2 души)
Новаховы - 3 семьи (15 душ)
Назаровы - 2 семьи (9 душ)
Пинхасовы - 8 семей (44 души)
Призовы- 3 семьи (19 душ)
Рабаевы - 3 семьи (10 душ)
Фельдманы - 2 семьи (7 душ)
Шауловы - 3 семьи (8 душ)
Шамиловы-9 семей (35 душ)
Яшагиевы-2семьи (10 душ)
16 душ-фамилии не установлены.
Осталась в живых девочка 15 лет Алиса Призова, спасенная старой русской женщиной, фамилия которой так и осталась неизвестной. Она была единственным свидетелем на суде, когда судили предателя и убийцу Федора Шифера в 1964 году в станице Курской Ставропольского края.
Из воспоминаний Н. Илишаева по книге "С Кавказа в Иерусалим" (1984 - изд. на иврите)
Помню, как в конце 1942 года наши войска прорвали линию обороны противника. Наши силы освободили деревни Богдановка, Тихомировка, села Прохладное, Котляревское, города Нальчик, Беслан, Орджоникидзе (совр. Владикавказ - В.Ш.), Ставрополь, Майкоп, Белореченск, Краснодар и всю территорию Северного Кавказа. Ни одно из этих мест не пробудило столь глубокой душевной боли и страха, как деревня Богдановка, где в октябре 1942 года были заживо погребены 374 евреев -- старики, женщины, дети. Стоя над этой страшной могилой, мы говорили: "Кровь за кровь! Где бы не прятались преступники - они будут найдены и наказаны!"
На этой земле, помимо коренного населения, жили русские и кубанские казаки. ... Жили здесь и горские евреи. ...
В конце 1942 года - начале 1943 Красная Армия перешла в наступление по всему фронту на Северном Кавказе. После боев за Сталинград и наша дивизия была переброшена на этот участок. Здесь нам довелось встретить местных жителей, переживших немецкую оккупацию. Немногие, оставшиеся в живых, рассказывали, что некоторые чеченцы, ингуши, казаки, карачаевцы, адыгейцы, кабардинцы, балканцы (очевидно, имеются в виду балкары - В.Ш.), осетины, черкесы, недовольные советской властью, перешли на сторону гитлеровцев. Из них эсэсовцы сформировали карательные отряды, действовавшие против мирных жителей. Некоторые получили звание старосты. В основном это были местные жители с уголовным прошлым. Им было позволено безнаказанно грабить, убивать, насиловать местных жителей. Во главе этого кошмара стояла группа перебежчиков из 15 человек.
... В деревне Богдановка все евреи были собраны в здании школы. Затем на грузовиках и телегах все они были свезены к заранее вырытому котловану и расстреляны. По рассказам очевидцев: трое суток земля шевелилась и надрывалась стоном, оплакивая судьбу жертв.
Командир полка, освободившего Богдановку, горский еврей Барух Хизгилов приказал батальону, в котором я служил, найти преступников. Предполагалось, что некоторые из них не успели сбежать с отступающими нацистами. На поимку преступников была снаряжена группа солдат и офицеров из нашего батальона, людей хорошо знакомых с местностью. Были собраны имена и фотографии этих чудовищ в человеческом обличии. Всех пятнадцати. Их имена и лица на долгие годы остались высечены в моем сердце и памяти.
Совершив преступление, эти чудовища думали, что ни одного свидетеля их злодеяний не осталось в живых. Некоторые из них до сих пор скрываются в США и других странах. Они изменяют имена, женятся на богатых женщинах, устраиваются на работу на заводы и фабрики, нанимают лучших адвокатов, что бы те помогли скрыть их прошлое. Какое сердце должно быть у того адвоката, который за легкое вознаграждение ограждает их от правосудия?! Преступники забыли, что их жертвы во время погрузки шептали своим малолетним детям: "Бегите, спасайтесь от смерти!" Одному из них было 8, другому - 10, а девочке - 12 лет. Они помнят и сегодня этих преступников, помнят их лица не только по фотографиям, хотя и прошло долгих 35 лет. Эти дети остались живы, у них уже у самих есть дети.
Возмездие - пусть и не своевременно, настигнет преступников. Рано или поздно они будут найдены и предстанут перед международным судом и будут наказаны.
Из воспоминаний Н. Илишаева по книге "С Кавказа в Иерусалим" (1984 - изд. на иврите)
Помню, как в конце 1942 года наши войска прорвали линию обороны противника. Наши силы освободили деревни Богдановка, Тихомировка, села Прохладное, Котляревское, города Нальчик, Беслан, Орджоникидзе (совр. Владикавказ - В.Ш.), Ставрополь, Майкоп, Белореченск, Краснодар и всю территорию Северного Кавказа. Ни одно из этих мест не пробудило столь глубокой душевной боли и страха, как деревня Богдановка, где в октябре 1942 года были заживо погребены 374 евреев -- старики, женщины, дети. Стоя над этой страшной могилой, мы говорили: "Кровь за кровь! Где бы не прятались преступники - они будут найдены и наказаны!"
На этой земле, помимо коренного населения, жили русские и кубанские казаки. ... Жили здесь и горские евреи. ...
В конце 1942 года - начале 1943 Красная Армия перешла в наступление по всему фронту на Северном Кавказе. После боев за Сталинград и наша дивизия была переброшена на этот участок. Здесь нам довелось встретить местных жителей, переживших немецкую оккупацию. Немногие, оставшиеся в живых, рассказывали, что некоторые чеченцы, ингуши, казаки, карачаевцы, адыгейцы, кабардинцы, балканцы (очевидно, имеются в виду балкары - В.Ш.), осетины, черкесы, недовольные советской властью, перешли на сторону гитлеровцев. Из них эсэсовцы сформировали карательные отряды, действовавшие против мирных жителей. Некоторые получили звание старосты. В основном это были местные жители с уголовным прошлым. Им было позволено безнаказанно грабить, убивать, насиловать местных жителей. Во главе этого кошмара стояла группа перебежчиков из 15 человек.
Командир полка, освободившего Богдановку, горский еврей Барух Хизгилов приказал батальону, в котором я служил, найти преступников. Предполагалось, что некоторые из них не успели сбежать с отступающими нацистами. На поимку преступников была снаряжена группа солдат и офицеров из нашего батальона, людей хорошо знакомых с местностью. Были собраны имена и фотографии этих чудовищ в человеческом обличии. Всех пятнадцати. Их имена и лица на долгие годы остались высечены в моем сердце и памяти.
Совершив преступление, эти чудовища думали, что ни одного свидетеля их злодеяний не осталось в живых. Некоторые из них до сих пор скрываются в США и других странах. Они изменяют имена, женятся на богатых женщинах, устраиваются на работу на заводы и фабрики, нанимают лучших адвокатов, что бы те помогли скрыть их прошлое. Какое сердце должно быть у того адвоката, который за легкое вознаграждение ограждает их от правосудия?! Преступники забыли, что их жертвы во время погрузки шептали своим малолетним детям: "Бегите, спасайтесь от смерти!" Одному из них было 8, другому - 10, а девочке - 12 лет. Они помнят и сегодня этих преступников, помнят их лица не только по фотографиям, хотя и прошло долгих 35 лет. Эти дети остались живы, у них уже у самих есть дети.
Возмездие - пусть и не своевременно, настигнет преступников. Рано или поздно они будут найдены и предстанут перед международным судом и будут наказаны.
(Свободный перевод с иврита Виталий Шалем )
Ниcим Илишаев родился в 1923 году в Дербенте в религиозной семье. В том же 1923 году старшая сестра Нисима, Шуламит Юхананова, репатриировалась в Эрец Исраэль с мужем и детьми.
В 1925 большевики расстреляли отца, а несколько лет спустя во время погрома погибла и мать. Девятилетний Нисим и его старший брат Шалом чудом спаслись. Братья направились к сестре в Эрец Исраэль. По дороге маленький Нисим своими руками похоронил брата, погибшего во время землетрясения в горах. Дальше пришлось идти одному. На границе с Ираном мальчик был пойман и определен в детский дом. Сбежав оттуда, Нисим направился в Москву, где и воспитывался в семье родственников.
Окончив в 1941 году среднюю школу, будущий писатель поступил в офицерскую школу, после которой был направлен на фронт. Отличился в битве под Сталинградом. О молодом артиллеристе написали в газете. В это время в Эрец Исраэль Шуламит, прочитав в газете о храбром офицере, узнает в нем своего младшего брата. Сделанный с газетного снимка портрет на долгие годы станет для нее единственной вестью о брате, о семье. Много лет спустя по этому снимку брат и сестра узнали друг друга.
После Сталинградской битвы части, в которых служил Нисим участвовали в освобождении Кавказа, где молодой офицер стал свидетелем зверств, совершенных фашистами. Нисим Илишаев продолжил сражаться в рядах Красной Армии. Возле Будапешта был тяжело ранен. Закончил войну в чине капитана артиллерии.
Литературную карьеру Нисим Илишаев начал в 1943 на страницах газет Красная Звезда и Известия: писал заметки о войне и о жертвах гитлеровского террора. После войны учился в Строительном Институте, затем на филологическом факультете Университета. Из опубликованных в Советском Союзе литературных произведений следует особо отметить роман Зеленый путь -- книга о горских евреях. Конечно же, писатель не мог открыто высказать все свои мысли. Вторая часть романа, рвссказывающая о гонениях на горских евреев после революции, стала причиной задержания писателя и обвинения в сионизме. Нисим Илишаев был приговорен к 10-ти годам каторжных работ.
Под давлением международной общественности в 1975 году Нисим был освобожден и в 1977 году репатриировался в Израиль. С момента репатриации печатался в израильской периодике и опубликовал десятки статей и рассказов. Выпустил книгу "С Кавказа в Иерусалим" . Книга затрагивает многие темы, связанные с горскими евреями. Приведенная глава рассказывает о событиях в деревне Богдановка в октябре 1942 года.
Ниcим Илишаев родился в 1923 году в Дербенте в религиозной семье. В том же 1923 году старшая сестра Нисима, Шуламит Юхананова, репатриировалась в Эрец Исраэль с мужем и детьми.
В 1925 большевики расстреляли отца, а несколько лет спустя во время погрома погибла и мать. Девятилетний Нисим и его старший брат Шалом чудом спаслись. Братья направились к сестре в Эрец Исраэль. По дороге маленький Нисим своими руками похоронил брата, погибшего во время землетрясения в горах. Дальше пришлось идти одному. На границе с Ираном мальчик был пойман и определен в детский дом. Сбежав оттуда, Нисим направился в Москву, где и воспитывался в семье родственников.
Окончив в 1941 году среднюю школу, будущий писатель поступил в офицерскую школу, после которой был направлен на фронт. Отличился в битве под Сталинградом. О молодом артиллеристе написали в газете. В это время в Эрец Исраэль Шуламит, прочитав в газете о храбром офицере, узнает в нем своего младшего брата. Сделанный с газетного снимка портрет на долгие годы станет для нее единственной вестью о брате, о семье. Много лет спустя по этому снимку брат и сестра узнали друг друга.
После Сталинградской битвы части, в которых служил Нисим участвовали в освобождении Кавказа, где молодой офицер стал свидетелем зверств, совершенных фашистами. Нисим Илишаев продолжил сражаться в рядах Красной Армии. Возле Будапешта был тяжело ранен. Закончил войну в чине капитана артиллерии.
Литературную карьеру Нисим Илишаев начал в 1943 на страницах газет Красная Звезда и Известия: писал заметки о войне и о жертвах гитлеровского террора. После войны учился в Строительном Институте, затем на филологическом факультете Университета. Из опубликованных в Советском Союзе литературных произведений следует особо отметить роман Зеленый путь -- книга о горских евреях. Конечно же, писатель не мог открыто высказать все свои мысли. Вторая часть романа, рвссказывающая о гонениях на горских евреев после революции, стала причиной задержания писателя и обвинения в сионизме. Нисим Илишаев был приговорен к 10-ти годам каторжных работ.
Под давлением международной общественности в 1975 году Нисим был освобожден и в 1977 году репатриировался в Израиль. С момента репатриации печатался в израильской периодике и опубликовал десятки статей и рассказов. Выпустил книгу "С Кавказа в Иерусалим" . Книга затрагивает многие темы, связанные с горскими евреями. Приведенная глава рассказывает о событиях в деревне Богдановка в октябре 1942 года.
juhuro.sitecity.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий