В сентябре 1942 г. в селе Богдановка расположилась комендатура фашистских оккупантов. На 15 грузовых автомашинах взвод немецких солдат вывез несчастных на окраину села. Мужчинам и женщинам вручили лопаты и заставили рыть колодец. Фашисты стали стрелять в этих кавказских евреев.
В числе расстрелянных были:
Абрамовы - 3 семьи (11 душ)
Амировы - 2 семьи (5 душ)
Ашуровы- 2 семьи (8 душ)
Бельхиявы - 1 семья (7 душ)
Гарелики - 3 семьи (19 душ)
Давидовы - 4 семьи (23 души)
Дармаевы - 6 душ
Инотаевы - 3 семьи (21 душа)
Ифраимовы - 1 семья (2 души)
Исаковы- 2 семьи (7 душ)
Ильдаровы - 2 семьи (17 душ)
Израевы- 5 семей (25 душ)
Кроник - 1 семья (6 душ)
Кишеевы - 5 семей (28 душ)
Матаевы - 18 семей (113 душ),
Мурзахановы - 1 семья (2 души)
Новаховы - 3 семьи (15 душ)
Назаровы - 2 семьи (9 душ)
Пинхасовы - 8 семей (44 души)
Призовы- 3 семьи (19 душ)
Рабаевы - 3 семьи (10 душ)
Фельдманы - 2 семьи (7 душ)
Шауловы - 3 семьи (8 душ)
Шамиловы-9 семей (35 душ)
Яшагиевы-2семьи (10 душ)
16 душ-фамилии не установлены.
Абрамовы - 3 семьи (11 душ)
Амировы - 2 семьи (5 душ)
Ашуровы- 2 семьи (8 душ)
Бельхиявы - 1 семья (7 душ)
Гарелики - 3 семьи (19 душ)
Давидовы - 4 семьи (23 души)
Дармаевы - 6 душ
Инотаевы - 3 семьи (21 душа)
Ифраимовы - 1 семья (2 души)
Исаковы- 2 семьи (7 душ)
Ильдаровы - 2 семьи (17 душ)
Израевы- 5 семей (25 душ)
Кроник - 1 семья (6 душ)
Кишеевы - 5 семей (28 душ)
Матаевы - 18 семей (113 душ),
Мурзахановы - 1 семья (2 души)
Новаховы - 3 семьи (15 душ)
Назаровы - 2 семьи (9 душ)
Пинхасовы - 8 семей (44 души)
Призовы- 3 семьи (19 душ)
Рабаевы - 3 семьи (10 душ)
Фельдманы - 2 семьи (7 душ)
Шауловы - 3 семьи (8 душ)
Шамиловы-9 семей (35 душ)
Яшагиевы-2семьи (10 душ)
16 душ-фамилии не установлены.
Осталась в живых девочка 15 лет Алиса Призова, спасенная старой русской женщиной, фамилия которой так и осталась неизвестной. Она была единственным свидетелем на суде, когда судили предателя и убийцу Федора Шифера в 1964 году в станице Курской Ставропольского края.
Из воспоминаний Н. Илишаева по книге "С Кавказа в Иерусалим" (1984 - изд. на иврите)
Помню, как в конце 1942 года наши войска прорвали линию обороны противника. Наши силы освободили деревни Богдановка, Тихомировка, села Прохладное, Котляревское, города Нальчик, Беслан, Орджоникидзе (совр. Владикавказ - В.Ш.), Ставрополь, Майкоп, Белореченск, Краснодар и всю территорию Северного Кавказа. Ни одно из этих мест не пробудило столь глубокой душевной боли и страха, как деревня Богдановка, где в октябре 1942 года были заживо погребены 374 евреев -- старики, женщины, дети. Стоя над этой страшной могилой, мы говорили: "Кровь за кровь! Где бы не прятались преступники - они будут найдены и наказаны!"
На этой земле, помимо коренного населения, жили русские и кубанские казаки. ... Жили здесь и горские евреи. ...
В конце 1942 года - начале 1943 Красная Армия перешла в наступление по всему фронту на Северном Кавказе. После боев за Сталинград и наша дивизия была переброшена на этот участок. Здесь нам довелось встретить местных жителей, переживших немецкую оккупацию. Немногие, оставшиеся в живых, рассказывали, что некоторые чеченцы, ингуши, казаки, карачаевцы, адыгейцы, кабардинцы, балканцы (очевидно, имеются в виду балкары - В.Ш.), осетины, черкесы, недовольные советской властью, перешли на сторону гитлеровцев. Из них эсэсовцы сформировали карательные отряды, действовавшие против мирных жителей. Некоторые получили звание старосты. В основном это были местные жители с уголовным прошлым. Им было позволено безнаказанно грабить, убивать, насиловать местных жителей. Во главе этого кошмара стояла группа перебежчиков из 15 человек.
... В деревне Богдановка все евреи были собраны в здании школы. Затем на грузовиках и телегах все они были свезены к заранее вырытому котловану и расстреляны. По рассказам очевидцев: трое суток земля шевелилась и надрывалась стоном, оплакивая судьбу жертв.
Командир полка, освободившего Богдановку, горский еврей Барух Хизгилов приказал батальону, в котором я служил, найти преступников. Предполагалось, что некоторые из них не успели сбежать с отступающими нацистами. На поимку преступников была снаряжена группа солдат и офицеров из нашего батальона, людей хорошо знакомых с местностью. Были собраны имена и фотографии этих чудовищ в человеческом обличии. Всех пятнадцати. Их имена и лица на долгие годы остались высечены в моем сердце и памяти.
Совершив преступление, эти чудовища думали, что ни одного свидетеля их злодеяний не осталось в живых. Некоторые из них до сих пор скрываются в США и других странах. Они изменяют имена, женятся на богатых женщинах, устраиваются на работу на заводы и фабрики, нанимают лучших адвокатов, что бы те помогли скрыть их прошлое. Какое сердце должно быть у того адвоката, который за легкое вознаграждение ограждает их от правосудия?! Преступники забыли, что их жертвы во время погрузки шептали своим малолетним детям: "Бегите, спасайтесь от смерти!" Одному из них было 8, другому - 10, а девочке - 12 лет. Они помнят и сегодня этих преступников, помнят их лица не только по фотографиям, хотя и прошло долгих 35 лет. Эти дети остались живы, у них уже у самих есть дети.
Возмездие - пусть и не своевременно, настигнет преступников. Рано или поздно они будут найдены и предстанут перед международным судом и будут наказаны.
Из воспоминаний Н. Илишаева по книге "С Кавказа в Иерусалим" (1984 - изд. на иврите)
Помню, как в конце 1942 года наши войска прорвали линию обороны противника. Наши силы освободили деревни Богдановка, Тихомировка, села Прохладное, Котляревское, города Нальчик, Беслан, Орджоникидзе (совр. Владикавказ - В.Ш.), Ставрополь, Майкоп, Белореченск, Краснодар и всю территорию Северного Кавказа. Ни одно из этих мест не пробудило столь глубокой душевной боли и страха, как деревня Богдановка, где в октябре 1942 года были заживо погребены 374 евреев -- старики, женщины, дети. Стоя над этой страшной могилой, мы говорили: "Кровь за кровь! Где бы не прятались преступники - они будут найдены и наказаны!"
На этой земле, помимо коренного населения, жили русские и кубанские казаки. ... Жили здесь и горские евреи. ...
В конце 1942 года - начале 1943 Красная Армия перешла в наступление по всему фронту на Северном Кавказе. После боев за Сталинград и наша дивизия была переброшена на этот участок. Здесь нам довелось встретить местных жителей, переживших немецкую оккупацию. Немногие, оставшиеся в живых, рассказывали, что некоторые чеченцы, ингуши, казаки, карачаевцы, адыгейцы, кабардинцы, балканцы (очевидно, имеются в виду балкары - В.Ш.), осетины, черкесы, недовольные советской властью, перешли на сторону гитлеровцев. Из них эсэсовцы сформировали карательные отряды, действовавшие против мирных жителей. Некоторые получили звание старосты. В основном это были местные жители с уголовным прошлым. Им было позволено безнаказанно грабить, убивать, насиловать местных жителей. Во главе этого кошмара стояла группа перебежчиков из 15 человек.
... В деревне Богдановка все евреи были собраны в здании школы. Затем на грузовиках и телегах все они были свезены к заранее вырытому котловану и расстреляны. По рассказам очевидцев: трое суток земля шевелилась и надрывалась стоном, оплакивая судьбу жертв.
Командир полка, освободившего Богдановку, горский еврей Барух Хизгилов приказал батальону, в котором я служил, найти преступников. Предполагалось, что некоторые из них не успели сбежать с отступающими нацистами. На поимку преступников была снаряжена группа солдат и офицеров из нашего батальона, людей хорошо знакомых с местностью. Были собраны имена и фотографии этих чудовищ в человеческом обличии. Всех пятнадцати. Их имена и лица на долгие годы остались высечены в моем сердце и памяти.
Совершив преступление, эти чудовища думали, что ни одного свидетеля их злодеяний не осталось в живых. Некоторые из них до сих пор скрываются в США и других странах. Они изменяют имена, женятся на богатых женщинах, устраиваются на работу на заводы и фабрики, нанимают лучших адвокатов, что бы те помогли скрыть их прошлое. Какое сердце должно быть у того адвоката, который за легкое вознаграждение ограждает их от правосудия?! Преступники забыли, что их жертвы во время погрузки шептали своим малолетним детям: "Бегите, спасайтесь от смерти!" Одному из них было 8, другому - 10, а девочке - 12 лет. Они помнят и сегодня этих преступников, помнят их лица не только по фотографиям, хотя и прошло долгих 35 лет. Эти дети остались живы, у них уже у самих есть дети.
Возмездие - пусть и не своевременно, настигнет преступников. Рано или поздно они будут найдены и предстанут перед международным судом и будут наказаны.
(Свободный перевод с иврита Виталий Шалем )
Ниcим Илишаев родился в 1923 году в Дербенте в религиозной семье. В том же 1923 году старшая сестра Нисима, Шуламит Юхананова, репатриировалась в Эрец Исраэль с мужем и детьми.
В 1925 большевики расстреляли отца, а несколько лет спустя во время погрома погибла и мать. Девятилетний Нисим и его старший брат Шалом чудом спаслись. Братья направились к сестре в Эрец Исраэль. По дороге маленький Нисим своими руками похоронил брата, погибшего во время землетрясения в горах. Дальше пришлось идти одному. На границе с Ираном мальчик был пойман и определен в детский дом. Сбежав оттуда, Нисим направился в Москву, где и воспитывался в семье родственников.
Окончив в 1941 году среднюю школу, будущий писатель поступил в офицерскую школу, после которой был направлен на фронт. Отличился в битве под Сталинградом. О молодом артиллеристе написали в газете. В это время в Эрец Исраэль Шуламит, прочитав в газете о храбром офицере, узнает в нем своего младшего брата. Сделанный с газетного снимка портрет на долгие годы станет для нее единственной вестью о брате, о семье. Много лет спустя по этому снимку брат и сестра узнали друг друга.
После Сталинградской битвы части, в которых служил Нисим участвовали в освобождении Кавказа, где молодой офицер стал свидетелем зверств, совершенных фашистами. Нисим Илишаев продолжил сражаться в рядах Красной Армии. Возле Будапешта был тяжело ранен. Закончил войну в чине капитана артиллерии.
Литературную карьеру Нисим Илишаев начал в 1943 на страницах газет Красная Звезда и Известия: писал заметки о войне и о жертвах гитлеровского террора. После войны учился в Строительном Институте, затем на филологическом факультете Университета. Из опубликованных в Советском Союзе литературных произведений следует особо отметить роман Зеленый путь -- книга о горских евреях. Конечно же, писатель не мог открыто высказать все свои мысли. Вторая часть романа, рвссказывающая о гонениях на горских евреев после революции, стала причиной задержания писателя и обвинения в сионизме. Нисим Илишаев был приговорен к 10-ти годам каторжных работ.
Под давлением международной общественности в 1975 году Нисим был освобожден и в 1977 году репатриировался в Израиль. С момента репатриации печатался в израильской периодике и опубликовал десятки статей и рассказов. Выпустил книгу "С Кавказа в Иерусалим" . Книга затрагивает многие темы, связанные с горскими евреями. Приведенная глава рассказывает о событиях в деревне Богдановка в октябре 1942 года.
Ниcим Илишаев родился в 1923 году в Дербенте в религиозной семье. В том же 1923 году старшая сестра Нисима, Шуламит Юхананова, репатриировалась в Эрец Исраэль с мужем и детьми.
В 1925 большевики расстреляли отца, а несколько лет спустя во время погрома погибла и мать. Девятилетний Нисим и его старший брат Шалом чудом спаслись. Братья направились к сестре в Эрец Исраэль. По дороге маленький Нисим своими руками похоронил брата, погибшего во время землетрясения в горах. Дальше пришлось идти одному. На границе с Ираном мальчик был пойман и определен в детский дом. Сбежав оттуда, Нисим направился в Москву, где и воспитывался в семье родственников.
Окончив в 1941 году среднюю школу, будущий писатель поступил в офицерскую школу, после которой был направлен на фронт. Отличился в битве под Сталинградом. О молодом артиллеристе написали в газете. В это время в Эрец Исраэль Шуламит, прочитав в газете о храбром офицере, узнает в нем своего младшего брата. Сделанный с газетного снимка портрет на долгие годы станет для нее единственной вестью о брате, о семье. Много лет спустя по этому снимку брат и сестра узнали друг друга.
После Сталинградской битвы части, в которых служил Нисим участвовали в освобождении Кавказа, где молодой офицер стал свидетелем зверств, совершенных фашистами. Нисим Илишаев продолжил сражаться в рядах Красной Армии. Возле Будапешта был тяжело ранен. Закончил войну в чине капитана артиллерии.
Литературную карьеру Нисим Илишаев начал в 1943 на страницах газет Красная Звезда и Известия: писал заметки о войне и о жертвах гитлеровского террора. После войны учился в Строительном Институте, затем на филологическом факультете Университета. Из опубликованных в Советском Союзе литературных произведений следует особо отметить роман Зеленый путь -- книга о горских евреях. Конечно же, писатель не мог открыто высказать все свои мысли. Вторая часть романа, рвссказывающая о гонениях на горских евреев после революции, стала причиной задержания писателя и обвинения в сионизме. Нисим Илишаев был приговорен к 10-ти годам каторжных работ.
Под давлением международной общественности в 1975 году Нисим был освобожден и в 1977 году репатриировался в Израиль. С момента репатриации печатался в израильской периодике и опубликовал десятки статей и рассказов. Выпустил книгу "С Кавказа в Иерусалим" . Книга затрагивает многие темы, связанные с горскими евреями. Приведенная глава рассказывает о событиях в деревне Богдановка в октябре 1942 года.
juhuro.sitecity.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий