воскресенье, 30 октября 2011 г.

Холокост на Северном Кавказе

 

    В 2001 году на конференции в Ростове "Уроки Холокоста и толерантность" нам зачитали письмо ученика средней школы, который написал в сочинении: "Да, это было ужасно - миллионы трупов, море крови, горы пепла и человеческих тел. И все эти книги на эту тему пишут, конечно же, евреи... Если бы я был на месте Адольфа Гитлера во время Второй мировой войны, я бы уничтожал евреев оружием массового поражения. Думаю, тогда бы это было не так страшно и мучительно"... Вдумайтесь в эти слова юного человека в начале XXI века.
Выжившие в Холокосте
     О Холокосте трудно говорить, думать, писать. Если бы этот кошмар ХХ века остался в прошлом, наверно можно было хладнокровно исследовать его истоки, исторический контекст. Увы, история ничему не учит, все повторяется. Холокост - это общечеловеческая катастрофа, а не только еврейская национальная трагедия. Каждое поколение вынуждено ответить на вопрос, почему подобное стало возможным. Удивительно, но нет иммунитета от такого абсолютного человекоубийства.
     Известный британский государственный деятель и политолог XVIII века Эдмунд Брюк справедливо заметил, что для того, чтобы зло восторжествовало, необходимо лишь, чтобы порядочные люди ничего не делали. Ужас Холокоста невозможно до конца осознать, но мы должны понимать, с чего все это началось, и быть на страже. Сейчас, когда мир в культурном плане разделен больше, чем когда либо, когда поднялась новая волна антисемитизма, тема Холокоста заслуживает первоочередного внимания. Уроки Холокоста и предшествующих ему событий должны заставить цивилизованный мир защитить себя.
  Остро встал вопрос: что победит: ненависть или толерантность? И что же делать? Не молчать, не закрывать глаза, разум и сердце. Я думаю, что необходимо постараться уйти от огромной безликой статистики и перейти на индивидуальный уровень, использовать свидетельства очевидцев, которых остается все меньше, помочь понять чувства тех, кто пережил ад Холокоста. Технически грамотные варвары, организованные в государственную машину, становятся инструментом массового террора и убийств. Необходимо обратить внимание на ответственность равнодушных.
     Из истории Холокоста на Северном Кавказе.
     Много написано научных, художественных книг на тему европейского Холокоста, но совершенно не исследована тема Юга России и Северного Кавказа. В фашистской Германии серьезно изучали проблему происхождения горских евреев. Во Франции они столкнулись с евреями из Грузии, Средней Азии, Ирана и Афганистана. Их не отправили в лагеря уничтожения. Но к концу 1941 года в брошюре с грифом "Для служебного пользования" под названием "Список наций, народов и народностей, живших в СССР" горские евреи названы просто евреями. Профессор Г. Киттель, к которому обратились нацисты, ответил, что вопрос сложный и ответить на него можно только проведя исследования на месте.
    Исторические факты
     В Крыму в 20 гг. был создан колхоз им. Шаумяна. Немецкие войска вначале не обратили внимания на них, но "доброжелатели" открыли глаза фашистам на их "упущение", и 114 горских евреев были расстреляны. 23 июля1942г. немецкие войска захватили Северный Кавказ, дальше они продвинуться не смогли. Они не успели захватить Грозный, Буйнаск, Кизляр, Дербент, где жили еврейские общины. На занятой территории были два центра: еврейский колхоз в Богдановке под Моздоком и Менжинск.

Трагедия Богдановки

     При содействии местных предателей фашисты расстреляли всю общину - 472 человека. Несколько суток односельчане слышали стоны. На 15 грузовых автомашинах взвод немецких солдат вывез несчастных на окраину села. Мужчинам и женщинам вручили лопаты и заставить рыть колодец, затем фашисты начали стрелять. Рассказывает очевидец событий Сергей Амирамов: "Был такой случай. Русская женщина спасла девочку Алису Призову. Она была единственным свидетелем на суде, когда судили предателя и убийцу Федора Шифера в 1964 году в станице Курской Ставропольского края. Меня лично спасла русская женщина Клава, она, когда бабушку и дедушку, других моих родственников вели к машине, подошла, взяла за руку, увела к себе домой и спрятала на сеновале. Мне было пять лет. Там же, на сеновале девочка и два мальчика. 18 человек моих родных в этой могиле. Еще счастье, что мама и братья были в Грозном".
     Самой большой общиной горских евреев, оказавшихся в руках нацистов, была община Нальчика. Жили в городе и европейские евреи, в основном интеллигенция - инженеры, врачи, преподаватели института. В Нальчик еще до1941 года приехали польские евреи и европейские, бежавшие от фашистов в Кабардино-Балкарию. Многие жили у горских евреев. Их приняли, кормили, пока они устроились на работу. В первые дни оккупации, по доносу предателей, всех польских (и вообще ашкиназских) евреев фашисты забрали и расстреляли на стадионе и на ипподроме.
     В село Кызбырун еще до оккупации поселили 57 евреев из Крыма. Но жуткая смерть настигла их на Северном Кавказе. Их собрали в сарае и сожгли всех. Уже в 2000 году мне, директору еврейского центра г. Нальчика, позвонили из сельсовета и просили приехать на поминальный митинг. Я обратилась в Республиканский архив, нашла документы с фамилиями, но не всех. Мы с раввином, со школьниками, с теми, кто пережил Холокост, поехали в это село. Останки этих несчастных людей были после войны перенесены во двор школы, но на памятнике нет ни одного слова о том, что покоятся евреи, жертвы Холокоста. На митинге выступали местные старожилы, те, кто помнил, как все это было. Выступали и евреи, уцелевшие в Нальчике, кого спасли кабардинцы-мусульмане и Красная Армия. Были молитвы за упокой жертв Холокоста. Впервые зажгли свечи на их могиле. Это был день толерантности живых.
     По поводу горских евреев фашисты думали, что с ними делать. В тех населенных пунктах, где местное население доносило немцам, что это еврейские семьи, фашисты их расстреляли. Горско-еврейская община каждый день ожидала расстрела. Родственные узы не давали спасаться в одиночку. Горские евреи Нальчика чудом уцелели. Причины этого чуда до сих пор исследуются.
     В Кабардино-Балкарской Республике 6 декабря 1942 года был создан национальный совет, который возглавил кабардинец, адвокат Семен Шадов. К нему обратились горские евреи во главе с Маркиелем Шабаевым за помощью. Семен Шадов, в свою очередь, обратился к фельдмаршалу фон Клейсту (его штаб находился в Кисловодске) и к его представителям в Нальчике. Семен Шадов писал им, что "горские евреи - это горский народ". Была создана комиссия по этому вопросу, она посетила дома, убедилась, что традиции горских евреев не отличаются от образа жизни кабардинцев. Им показали национальные танцы, были приготовлены блюда горско-еврейской кухни, подносили от горских евреев деньги, драгоценности. Все делали, чтобы спасти общину от фашистской расправы. Но даже в этих условиях, когда жизнь висела на волоске, община жила по еврейским традициям. Здесь веками рождался человек евреем и умирал евреем. Покойный ныне раввин Амиров и его сподвижники, рискуя жизнью, решили похоронить религиозные реликвии до лучших времен. Верили, что чудо произойдет. Все положили на носилки, придали вид покойника. Понесли на кладбище, мимо гестапо. Каких нервов это стоило! После освобождения города реликвии снова доставили в синагогу.
Митинг памяти Богдановки 9 мая 2007 в Нью-Йорке
     Нальчанка Р. Симахова вспоминала, что немцы пришли к ней домой и просили кастрюлю, чтобы сварить свинину, но она отказалась дать. "Мы свинину не едим", но они все равно забрали, а ее спасло то, что кабардинцы-мусульмане, тоже не едят свинины. Другая вспоминает: "Я с девочками-кабардинками пошла за терном, и нас увидели русские мальчики, наши соседи. С ними был один эсэсовец. Они чинили машину. Они что-то сказали этому эсэсовцу, и тот на чистом русском языке сказал" "подойди, ты, еврейка". А мы увидели подводу и парня-кабардинца. Девочки ему сказали: "Али, быстро возьми ее на подводу, ее выдали". Он привез домой. Всю ночь мы ждали немцев... вот-вот придут домой". Очевидцы вспоминают, что были и такие немцы, которые говорили, что виноваты Сталин и Гитлер. Один немец на ломаном языке пожаловался хозяйке-еврейке, что его забрали в 18 лет, что он не женат и не знает, вернется ли домой. Евреи, зная прекрасно кабардинский язык, уезжали в кабардинские села. Их прятали, кормили, спасали. Мне рассказывали, как 16-летняя замужняя, беременная женщина с семьей мужа, который сам был на фронте, жила в семье кабардинцев в селе Зарагиж. У них своих было шестеро сыновей, из них двое были на фронте. Один из сыновей предупредил еврейскую семью, что надо им уйти ночью, ибо их утром, как евреев, расстреляют. Он работал в полиции. Его отец дал лошадь с повозкой и своего 15-летнего сына, и так спасли еврейскую семью. А ведь они рисковали жизнью всей своей семьи. Из селения Исламей уходил на фронт Шалумов, оставляя жену и четырех сыновей. Он просил своих друзей-кабардинцев, если он не вернется живым с фронта, не оставлять его детей. Во время бомбежки жена ослепла и вскоре умерла. Их детей забрали чужие люди. Полицай из того же села решил их выдать фашистам. Аксакалы, то есть совет старейшин, предупредили его, чтобы он не вздумал сделать этого. Детей спасли.
     В шести километрах от города Нальчик есть памятник. В этом месте расстреляны 600 человек: кабардинцы, русские, евреи. Горе было общим. О том, что пережили евреи во время оккупации, сохранились документы и воспоминания очевидцев. Грабили, забирали все и при этом говорили, что скоро всех евреев расстреляют.
     Выгоняли на работы, заставляя рыть траншеи и ямы, где собирались евреев расстрелять. Комиссия занималась вымогательством, и люди откупались, как могли, но тем самым тянули время. Был приказ фон Клейста, что горские евреи - это кавказское племя. На суде в марте 1963 года над военными преступниками, некто Вольфган Рейнхолбдс свидетельствовал: "Я занимался, в основном, горскими евреями. На основе литературы я подготовил справку, где писал, что горские евреи - это таты, они являются такой же народностью Кавказа, как и прочие горцы". В Нальчик прибыл специалист по иранским языкам. Он вызвал Шабаева и провел с ним беседу. Немецкий специалист интересовался историей, жизнью и бытом горских евреев, которых представили фашистам как татов. Специалисту представили моего деда К. Гилядова, учителя татского языка, прекрасно знавшего кабардинский язык и Коран. Кстати он великолепно владел ивритом, знал идиш. Немецкий специалист приезжал в Нальчик несколько раз, он сделал вывод, что таты - евреи. Стали спешно составлять списки всех евреев на полное уничтожение. Помогали им русские, которые указывали, где живут евреи. Расстреливали целыми семьями. И уже был назначен день всеобщего массового расстрела.
     Но произошло чудо. Красная армия раньше срока освободила Нальчик. Один из первых на коне въехал через речку в еврейскую колонку майор Хаскиль Пинхасов, горский еврей из Богдановки, где фашисты расстреляли его семью, почти всех его родственников. Первый вопрос его был: "Евреи живы?" Узнав, что армия успела, он, видавший за годы войны муки ада, заплакал... Оставшийся в живых его один сын сейчас живет в Нью-Йорке. В парке у канала есть камень, символ памяти жертвам Холокоста Богдановки, где 9 мая собираются горские евреи, чтобы почтить память, зажечь свечи и прочитать кадиш.
     Время прошло, но память осталась. И нам надо, пока живы очевидцы, записать, все, что они помнят. Записать и издать. Наверно и об этом слова Иоля из Торы:
Светлана Данилова,
Нью-Йорк

Комментариев нет: