Введение.
Прежде всего - хотелось бы отметить, что название "особенности
фашистской пропаганды" характеризует предложенную тему слишком однобоко. В узком
смысле слова под фашистской пропагандой следует понимать внутреннюю
информационную политику Италии времен Муссолини; если же пользоваться вульгарной
трактовкой слова "фашизм", то, по всей вероятности, имеются в виду страны Оси и
их союзники времен Второй мировой войны. Таким образом, чтобы не нарушать
общности, я приняла не вызывающий особых разногласий термин "режимы агрессивного
национализма".
Осмысление всякого исторического феномена с течением
времени подвержено двум тенденциям. Во-первых, сглаживается острота морального,
эмоционального его восприятия; во-вторых, становится возможным наблюдать
исторический феномен отстраненно, даже не "со многих сторон", а как бы из нового
измерения, как земной ландшафт наблюдается из космоса: ни одна деталь не
загораживает другую.
В этом смысле особенности пропаганды стран Оси
нельзя рассматривать вне следующих неочевидных аспектов:
- истинных
национальных традиций (архетипов, менталитетов) соответствующих территорий и
народностей (в опровержение мифа о "фашистской заразе" - об универсальной
"идеологии для бедных");
- теоретической базы и исторической практики
агрессивного фундаментализма (ибо ни один уважающий себя режим Оси не
ограничивался чистым национализмом, всегда подводя под него некий умозрительный
или "хорошо забытый" концептуальный базис);
- истории public relations в XX
веке и, в частности, произошедшего в середине века в области коммерческой
рекламы перехода от "продвижения товара" к "продвижению образа" - перехода,
объясняющего ту эффективность "раскрутки" сырых и эклектичных идеологий, которую
историки-марксисты традиционно объясняли низким культурным уровнем и
маргинализированных, и устойчивых средних слоев центрально-европейского
общества.
Далее мы рассмотрим последний пункт подробнее.
http://mumidol.ru/cino/nazi.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий